Сведения об Антоновской школе.
Сведений об Антоновской школе сохранилось немного, но благодаря некоторым усилиям удалось собрать некоторые данные. Из воспоминаний белорусского писателя Ивана Аношкина, родившегося в Антоновке, закончившего местную школу « В 1909 году Антоновке была открыта школа грамоты. Но, как видно, занятия в ней велись с перебоями. В 1912 году Антоновская школа стала именоваться земской.
После гражданской войны в Антоновке была открыта трудовая школа 1-ой ступени, начальная (четырехклассная). В ней в 1925 году обучался 51 ученик. Одно время её заведующим и учителем был некий Гармонович. Кто хотел учиться дальше, шел а Чаусы, в рабфак ( факультет рабочей молодежи). Также заработал кружок по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В начале 30-х гг. XX в. в Антоновке появилась семилетняя школа, НСШ (неполная средняя школа). Не сразу с семью классами: в начале было пять, через год – шесть, наконец семь. Специального школьного здания не было, занятия велись в домах раскулаченных Никитиных, Чубуковых, Игнатенко, в только что поставленном доме Василия Денисовича Бондарева, пока его семья жила в старой хате.
Школьное здание, красивое, по тем временам просторное, рубленое непривычным антоновцам немецким углом, под гонтовой крышей, было возведено в 1934-35 гг. на холме между Антоновкой и Залесьем. В этом здании размешались старшие классы, а для начальных привезли из соседних деревень обычные крестьянские хаты, поставленные на школьном дворе.
Особенностью школьной жизни было то, что каждому ученику бесплатно выдавались учебники, к ним относились бережно, по завершении учебного года сдавали, чтобы, перейдя в следующий класс, осенью получить другие, пусть не всегда новые, подержанные, но аккуратные, без помарок ( к бережливости школьники приучались с первого класса). Кроме того в школе была богатая библиотека, в которой книги и для малышей, и для старших детей. Не нужно было носить с собой в школу чернила – на партах были чернильницы, чернила в них наливали техработницы, старшим – дежурные по классу (они же следили за чистотой, проветривали помещение, вытирали доску, приносили к ней мел, мокрую тряпицу. В каждом классе избирался староста, в школе – учком (ученический комитет). Кроме того пионерские звенья (в классе два, три), отряды (обычно одного класса), пионерская дружина. В седьмом классе были уже и комсомольцы. Старшая пионервожатая – штатная работница. Выпускались школьная и классные стенгазеты (для их выпуска избиралась редколлегия), а к праздникам, к школьным вечерам – и световая газета, с изображением на экране. На праздники лучшим и , конечно нуждающимся выдавались подарки. На новогодней ёлке – гостинцы (кулечки с леденцами и другими конфетами, игрушки, книжки). Опять же без сборов от школьников, об этом проявили заботу колхоз, сельсовет. Отдельным школьникам во время летних каникул выдавались бесплатные путевки в пионерский лагерь. По такой путевке в пионерский лагерь, размещавшийся в Сущевской школе, посчастливилось поехать и мне. Там мы не только резвились, налаживали концерты, проводили военные игры, но и помогали колхозу – ходили собирать колоски ( урожай убирали жатками).
В школе (и в пионерском лагере) были для учеников различные кружки – ворошиловских стрелков, ПВХО (противовоздушной обороны), БГТО ( будь готов к труду и обороне), учили оказывать первую медицинскую помощь, ухаживать за ранеными. Ведь знали (пусть не школьники – руководители, взрослые), что войны не избежать, готовили юношество, молодежь быть ко всему готовыми.
Преподавание в школе велось на белорусском языке, русский язык был предметом, как, скажем, немецкий.
Учителя несли свет не только в школе, но и в деревне: проводилась кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. В этом учителям помогали ученики старших классов (в семье).
Занятия проводились долгими зимними вечерами в избе-читальне. Приходили многие, особенно женщины. С книжками, тетрадками. Моя мать, Фекла Еремеевна Галиновская, до революции окончила один класс церковноприходской школы, кое-как читать и писать умела. Здесь она многому научилась, пристрастилась к чтению и потом часто брала в руки не веретено, а книгу. Там, на этих занятиях иногда проводились беседы на политические, атеистические темы. Потому многие, особенно мужчины, приходили, чтобы пообщаться с учителями и соседями, услышать, что делается в стране и в мире. Вот и мой отец, хотя считался грамотеем, когда было время, ходил вместе с матерью на те занятия, а потом дома обсуждали услышанное.
Самыми уважаемыми в деревне были учителя, они считались образцом порядочности. Школьникам (в том числе и мне) хотелось стать таким же уважаемым.
Весьма почитаемым был учитель истории, он же завуч Степан Герасимович Цагельников. Его уроки пролетали быстро, мы узнавали много интересного, и не только по истории. История же для меня на всю жизнь осталась любимым предметом. Поэтому, уже будучи журналистом, автором не одной книги, заочно окончил исторический факультет Могилевского педагогического института.
Хотелось знать, как сложилась судьба Степана Герасимовича после того, как его перевели на должность директора в другую школу, во время и после войны. Как-то я попал в Путьковскую среднюю школу нашего Чаусского района. В ее музее прочитал на стенде, что Степан Герасимович Цагельников – первый директор Путьковской семилетки – погиб на фронте…
Тепло воспоминается учитель русского языка и литературы Кушнеров Николай Александрович, его жена учительница Дина Бобкова (родом из соседних Новоселок), преподаватель белорусского языка Степан Иванович Лалаев, Исак Захарович Черняк ( он же и библиотекарь, после педучилища учительствовал в младших классах, родом из Мстиславского района. Встретил его в 1956 году в Черикове, где он работал инструктором райкома партии). Запомнились Николай Александрович Матиевич, Мария Крупецкая…. Последним перед войной директором был Тихон Захарович Бобылев ( он же и секретарь местной партийной организации). Его жена, Агафья Захаровна, была учительницей младших классов. Тихон Захарович преподавал географию, ко всему был баянистом, на школьных вечерах аккомпанировал участникам художественной самодеятельности.
Запомнился еще один бывший учитель – Козлов. Кстати, одновременно в Антоновской НСШ учительствовали два Козлова – длинный и короткий (имена и по отчеству не помню)….»
С началом Великой Отечественной войны занятия в школе прекратились… Деревня Антоновка была оккупирована немцами, которые долгое время держали оборону. От деревни не осталось ни кола, ни двора.
О послевоенной судьбе Антоновской школы вспоминают:
Писатель Иван Аношкин. «В каком году восстановили в Антоновке школу не помню: жил в то время в Брянской, потом в Брестской областях. Как-то, приехав к родителям на побывку, увидел: на том месте, где до войны стояла хата, в которой я родился, теперь кирпичное здание школы. это меня порадовало…».
Бывший учитель Антоновской школы Татьяна Леонтьевна Крутова пришла в школу в 1960 году и более 40 лет трудилась здесь. Из воспоминаний Татьяны Леонтьевны «…15 августа 1960 г. после окончания Могилевского педагогического института, по распределению я попала в Антоновскую школу, директором был Боложко Леонид, вскоре его сменил Жижкин Алексей Артемович, который пришел из Копанской школы, директорствовал он до 1964 года, пока не ушел на повышение начальником РАНО, в город Чаусы.
В 1964 из той же Копанской школы на должность директора пришел Галанов Михаил Венедиктович. Он был директором до 1999 года.
В начале 70-х годов было построено одноэтажное здание из красного кирпича ,а в 1990 году школа еще раз претерпела перестройку, были пристроены учебные классы.
В 1988 году школа преобразована из базовой в среднюю.
Возглавляли школу в:
1999- 2002 – Васильев Андрей Владимирович,
2002-2011 гг.- Дорофеев Александр Григорьевич (к слову, выпускник Антоновской школы),
2011-2012 – Кирпичева Наталья Степановна,
2012 г. - н. вр. – Шарковская Инна Анатольевна.