Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профориентация

Дата: 26 апреля 2016 в 12:20, Обновлено 26 апреля 2016 в 12:25

Рекомендации родителям по профориентации

 1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

 4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

 5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

                                            7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200!

(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

                                        Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Куда пойти учиться

 
<article style="overflow: auto; visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">

http://www.tamby.info/vuz.htm - высшие учебные заведения Республики Беларусь

http://kudapostupat.by/zavedeniya/suz - средние специальные учебные заведения Республики Беларусь

http://www.abiturient.by/ - информация для абитуриентов

http://www.moeobrazovanie.ru/

Университеты

bsu.by  -- Белорусский государственный университет

barsu.by              -- Барановичский государственный университет

brsu.by                -- Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

vsu.by  -- Витебский государственный университет им. П. М. Машерова

gsu.by  -- Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины

msu.mogilev.by               -- Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова

grsu.by -- Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

psunbrb.by        -- Полесский государственный университет (Пинск)

psu.by  -- Полоцкий государственный университет (Новополоцк)

Вузы в сфере управления

pac.by  -- Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Минск)

ipp.by   -- (негос.) Институт парламентаризма и предпринимательства (Минск)

imb.by  -- (негос.) Институт управления и предпринимательства (Минск)

miu.by  -- (негос.) Минский институт управления

Вузы МВД, Министерства обороны и МЧС

academy.mia.by              -- Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Минск)

mod.mil.by        -- Военная академия Республики Беларусь (Минск)

gii.gomel.by       -- Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь

kii.gov.by            -- Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь (Минск)

http://ips.gpk.gov.by/ - Институт пограничной службы Республики Беларусь

Технические и технологические вузы

bstu.unibel.by  -- Белорусский государственный технологический университет (Минск)

bsuir.by               -- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (Минск)

bntu.by               -- Белорусский национальный технический университет (Минск)

bru.mogilev.by -- Белорусско-Российский университет (Могилев)

bstu.by                -- Брестский государственный технический университет

vstu.vitebsk.by                -- Витебский государственный технологический университет

gstu.by -- Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого

mgup.mogilev.by            -- Могилёвский государственный университет продовольствия

Экономические вузы

bseu.by               -- Белорусский государственный экономический университет (Минск)

i-bteu.by             -- (негос.) Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Гомель)

uoipd.org            -- (негос.) Институт предпринимательской деятельности (Минск)

mgei.org             -- (негос.) Международный гуманитарно-экономический институт (Минск)

Медицинские вузы

bsmu.by              -- Белорусский государственный медицинский университет (Минск)

gsmu.by              -- Гомельский государственный медицинский университет

vgmu.vitebsk.by             -- Витебский государственный медицинский университет

grsmu.by            -- Гродненский государственный медицинский университет

Аграрные вузы

baa.by  -- Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (Горки)

batu.edu.by      -- Белорусский государственный аграрный технический университет (Минск)

ggau.by               -- Гродненский государственный аграрный университет

Художественные вузы и университеты культуры

bdam.by             -- Белорусская государственная академия искусств (Минск)

bgam.edu.by    -- Белорусская государственная академия музыки (Минск)

buk.by  -- Белорусский государственный университет культуры и искусств (Минск)

Педагогические вузы

new.bspu.unibel.by      -- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (Минск)

mspu.by              -- Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина

Узкопрофильные вузы

belsut.gomel.by              -- Белорусский государственный университет транспорта (Гомель)

sportedu.by      -- Белорусский государственный университет физической культуры (Минск)

bip-ip.info          -- (негос.) Белорусский институт правоведения (Минск)

vsavm.by            -- Витебская государственная академия ветеринарной медицины

envila.by             -- (негос.) Женский институт «Энвила» (Минск)

isz.minsk.by       -- (негос.) Институт современных знаний им. А. М. Широкова (Минск)

iseu.by -- Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова (Минск)

mitso.by              -- (негос.) Международный институт трудовых и социальных отношений (Минск)

mslu.by               -- Минский государственный лингвистический университет

Высшие колледжи

vks.belpak.by   -- Высший государственный колледж связи (Минск)

niks.by -- Минский государственный высший авиационный колледж

college.unibel.by            -- Минский государственный высший радиотехнический колледж

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.